Королевский Версаль


Версаль на фото, Франция

Когда мы говорим «Франция», то нередко подразумеваем «Версаль». Этот дворцово-парковый ансамбль можно назвать настоящим символом французской культуры. Но, прежде всего, это символ эпохи Людовика XIV – «короля-солнца», когда Франция достигла своего могущества, а французский абсолютизм был в расцвете и служил образцом для всего мира. Версаль – это самый большой дворцово-парковый комплекс в Европе, поражающий гармонией и целостностью художественного замысла. Спустя совсем немного времени после постройки Версаля (он строился во второй половине XVII века) правители других стран начали им вдохновляться и строить свои загородные резиденции в том же духе. Это были не только западноевропейские страны: в 1842 – 53 годах свой «Версаль» появился в Стамбуле; это дворец Долмабахче, построенный по распоряжению тогдашнего султана Абдул-Меджида I, который перенёс сюда свою резиденцию из мрачного средневекового дворца Топкапы. Начиналась эпоха европеизированных реформ – Танзимата, при этом Абдул-Меджид вдохновлялся идеями Французской революции.

В новой истории Версаль часто становился местом важнейших событий в мировой истории. С XVIII века здесь подписывались международные договоры, в том числе договор, завершивший Войну за независимость США. В Версале была принята Декларация прав человека и гражданина, провозгласившая в республиканской Франции демократические ценности. Когда Париж был в 1871 году оккупирован германскими войсками, в Версале была провозглашена Германская империя. Наконец, в 1919 году здесь был подписан договор об окончании Первой мировой войны и сформирована так называемая Версальская система – форма международных отношений в послевоенной Европе.

Водный партер в Версале на фото

История Версальского дворца начинается за некоторое время до воцарения Людовика XIV. На этом месте в 1623 году Людовик XIII построил небольшой и скромный охотничий замок, внешне напоминающий феодальный. В длину он был всего 24 метра, а в ширину 6 метров. Чуть позже к маленькой территории замка присоединилось Версальское поместье, выкупленное у парижского архиепископа.

А вот Людовик XIV развернул на территории замка полномасштабное строительство. Замок, превратившийся во дворец, «король-солнце» выбрал в качестве своей резиденции, поскольку проживание в Лувре, в связи с неспокойными событиями в столице, считал опасным для себя. Лучшие архитекторы Франции преобразовали дворец в стиле классицизма, и Версаль заблистал перед публикой невиданной прежде роскошью и архитектурным размахом. Особенно изумляла современников знаменитая Зеркальная галерея, протянувшаяся по всему фасаду дворца и имевшая внутри множество огромных зеркал, картин и колонн. Длина Зеркальной галереи – 73 метра, ширина – чуть больше 10 метров. Эта галерея сама по себе стала образцом для многочисленных подражаний. Так, Бартоломео Растрелли в каждом из трёх своих Зимних дворцов в Петербурге построил Светлую галерею наподобие версальской. А в баварском дворце Херренкимзее, построенном по образцу Версаля, тамошняя Зеркальная галерея даже больше оригинальной – её размеры 100 на 15 метров. Этим фактом баварцы гордятся.

Фото Зеркального зала Версальского дворца

Кроме Зеркальной галереи, пристального внимания заслуживают такие части Версаля, как дворцовая часовня, Галерея битв, Королевская опера. Сюда же можно причислить Лестницу послов, которая к настоящему моменту не сохранилась. По этой лестнице иностранные дипломаты поднимались в королевский зал, совершая символическое восхождение к солнцу (то есть Людовику XIV), о чём им напоминали росписи на стенах. При Людовике XV на этой лестнице временно был устроен театр, а затем король и вовсе разобрал её, чтобы на её месте построить комнаты для своей дочери. О том, каков был облик Лестницы Послов, мы можем судить по изображениям тех лет и сохранившейся Лестнице Королевы, которая является как бы половиной всей конструкции. Есть также лестница в баварском дворце Херренкимзее, похожая на оригинальный версальский интерьер; правда, и там баварский король успел построить только одну половину – южную, тогда как северная «замерла» в самом начале возведения.

Парк Версальского дворца на фото

В северной части Версаля располагаются покои королевы, большая часть интерьера которых, вплоть до мелочей, покрыта золотом. Они созданы Людовиком XV, также как и Малые апартаменты короля на первом, втором и третьем этажах, комнаты дофина (принца) и его жены. Вообще этот король существенно перестроил дворец, хотя и не столь масштабно, как его великий предшественник. Главными его заслугами в развитии комплекса считаются завершения работ, начатых при Людовике XIV: Зала Оперы, дворца Малый Трианон, Салона Геркулеса. Последний является первым помещением Больших королевских покоев и получил своё название не сразу – только в 1736 году, когда художник Франсуа Лемуан создал на плафоне (потолке) картину «Апофеоз Геркулеса». Эта картина изображает в «античном варианте» сцену «вознесения господня»: Геркулес открывает ворота на Олимп, то есть путь в бессмертие. «Библейский» подтекст этого произведения подчёркивается двумя полотнами, находящимися на стенах салона: это «Ребекка у колодца» и «Ужин у Симона Фарисея». Они были написаны итальянцем Паоло Кальяри, он же Веронезе, в XVI веке, а затем попали к французскому королю. «Ужин у Симона Фарисея» сначала вообще висел в Лувре, в галерее Аполлона, и только потом был перенесён в Версаль, затем его вернули в Лувр, а через некоторое время – снова в Версаль.

Как добраться до Версаля? Современный город Версаль является пригородом Парижа, находящимся от него в юго-западной стороне на расстоянии 17 километров. Туры в Версаль очень востребованы, хотя в некоторые части дворца можно попасть только в составе экскурсии. Купить билеты не составит особого труда. Но в ближайшем будущем эти части тоже откроют для обычных туристов.


Оставить комментарий