Музей искусств и ремесел в Париже

Парижский Музей искусств и ремёсел считается самым старым в Европе научно-техническим музеем. Он открыт в 1802 году и входит в состав Национальной консерватории искусств и ремёсел, которая была учреждена в годы Французской революции по предложению просвещённого аббата Грегуара.

На фото Музей искусств и ремесел, Париж

А само здание музея ещё старше. Причём гораздо старше – на целые столетия. Это церковь Сен-Мартен-де-Шан, построенная в середине XI века по распоряжению короля Генриха I. Перед этой постройкой на том же месте находилась другая церковь, построенная Меровингами (первой франкской королевской династией) и разрушенная, по легенде, во время нашествий норманнов. Церковь Генриха простояла до самой Французской революции, а дальше с ней произошло то, что делали с церквями в СССР: здание было передано государству, которое основало в нём технический музей. Тем не менее, сама постройка мыслилась французскими революционерами как образец средневекового искусства, поэтому подлежала сохранению не менее тщательному, чем собранные экспонаты. Во время революционных действий церковь пострадала, поэтому её долгое время ремонтировали, чем и объясняется столь позднее открытие музея для публики (аббат Грегуар предложил свой проект ещё в 1794 году). Кстати, составление коллекции экспонатов осуществлялось тоже совсем «по-советски»: в неё, в числе прочего, вошли частные коллекции, конфискованные у французских аристократов. Если искусство принадлежит народу, оно не может находиться в частных руках.

С самого открытия Музей искусств и ремёсел был интерактивным: сотрудники музея не только водили посетителей по залам, но и демонстрировали, как работают выставленные механизмы и для чего необходимы научные инструменты и материалы. Но и этого мало: упомянутая Консерватория искусств и ремёсел, в которой профессора читают лекции по разным областям науки и техники, использует экспонаты музея как практическое пособие – студенты практикуют на них полученные знания. Консерватория существует и поныне и считается одним из самых престижных парижских учебных заведений.

Такой подход к демонстрации экспонатов тоже выработан революционной идеологией. С древних времён и до самого XVIII века мастера держали в глубокой тайне секреты изготовления механизмов и производства товаров различного назначения. Цехи – средневековые объединения мастеров – были организациями закрытыми для непосвящённых, принятие в них нередко сопровождалось обрядами инициации. В среде простого народа о механиках, строителях, физиках и других мастерах ходили разные нелепые слухи, их обвиняли в связях с потусторонним миром, дружбе с демонами и самим сатаной. Бывало, что мастера сами распространяли подобную дезинформацию. Деятели Французской революции намеревались выставить все секреты механики и производства на всеобщее обозрение – для народного просвещения, избавления от религиозного фанатизма и в качестве учебного пособия для студентов. Принятие в «клан» механиков отныне стало открытым и общедоступным.

На фото экспонаты Музея искусств и ремесел

Экспонаты Музея искусств и ремесел, фото

По мере развития технического прогресса экспозиция музея менялась. Так, в 1930 году из неё убираются модели ткацких и сельскохозяйственных машин и добавляются более современные – бумагоделательная, машина для производства сахара, паровая, кузнечная. В начале ХХ века стал выставляться автомобиль; в середине ХХ века – технические новинки, относящиеся к покорению космоса. В 1904 году здесь также открылся Музей профилактики производственных травм – весьма актуальная тема для того времени, вызванная усложнением производственного процесса.

Оставить комментарий